Тип_ переменной Имя_Переменной;
или
Тип_переменной Имя_Переменной_1, Имя_Переменной_2, Имя_Переменной_3;
Типы данных в языке с++
При объявлении переменных обязательно нужно указать, какого типа она будет. Для определения и описания переменных основных типов используются следующие ключевые слова:
- char (символьный);
- short (короткий целый);
- int (целый);
- long (длинный целый);
- float (вещественный);
- double (вещественный с удвоенной точностью);
- void (отсутствие значения) (будет рассматриваться при изучении функций в С++);
В таблице 2.1 приведены основные типы данных с диапазоном значений и назначением типов.
Переменные |
Тип данных |
Размер, бит (байт) |
Диапазон значений |
Примечание-назначение типа |
Символьные |
unsigned char | 8 бит(1 байт) | 0…255 | Небольшие целые числа и коды символов. |
char | 8 бит(1 байт) | -128…127 | Очень малые целые числа и ASCII-коды. | |
Перечисления |
enum | 16 бит(2 байта) | -32768…32767 | Упорядоченные наборы целых значений. |
Целочисленные |
unsigned int | 16 бит(2 байта) | 0…65535 | Большие целые и счётчики циклов. |
short int | 16 бит(2 байта) | -32768…32767 | Небольшие целые. Управление циклами. | |
int | 16 бит(2 байта) | -32768…32767 | Небольшие целые. Управление циклами. | |
unsigned long | 32 бит(4 байта) | 0…4294967295 | Астрономические расстояния. | |
long | 32 бит(4 байта) | -2147483648……2147483647 | Большие числа, популяции. | |
Вещественные |
float | 32 бит(4 байта) | 3.4Е-38……3.4Е+38 | Научные расчёты (7 значащих цифр) |
double | 64 бит(8 байт) | 1.7Е-308……1.7Е+308 | Научные расчёты (15 значащих цифр) | |
long double | 80 бит(10 байт) | 3.4Е-4932……1.1Е+4932 | Финансовые расчёты (19 значащих цифр) |
Таблица 2.1: Основные типы данных
Функция sizeof()
Иногда необходимо определить сколько памяти занимает та или иная переменная. Для этого используют функцию sizeof(имя переменной). Например:
int x, z;
char y;
double d;
cout<<sizeof(x); // выведет число 2
cout<<sizeof(d); // выведет число 8
cout<<sizeof(z); // выведет число 2
cout<<sizeof(y); // выведет число 1
Арифметические операции
Большинство программ выполняют арифметические операции. Множество арифметических операций представлено в таблице 2.2
Название операции в С++ |
Арифметическая операция |
Алгебраическое выражение |
Выражение на С++ |
Сложение |
+ |
p + 9 |
p + 9 |
Вычитание |
– |
d – s |
d – s |
Умножение |
* |
md |
m * d |
Деление |
/ |
или или |
x / y |
Вычисление остатка |
% |
d mod f |
d % f |
Таблица 2.2: Множество арифметических операций в С++
Чтобы арифметическое выражение можно было ввести в компьютер, выражение необходимо вводить только в одну строку. Каждая строка (и каждый оператор) должны заканчиваться точкой с запятой, которая означает конец ввода данной команды. При написании арифметических выражений на С++, также как и в математике, необходимо соблюдать приоритеты выполнения действий. Приоритет устанавливается с помощью круглых скобок или в зависимости от действия (умножение или сложение, вычитание или частное). Например, арифметическое выражение a+b*d при a = 3, b = 2, d = 5 даст результат 13. А если рассчитать то же самое выражение, но при этом, поставить круглые скобки, указывающий приоритет выполнения действии — (a+b)*d, то результат будет равен 25. Поэтому, при программировании арифметических выражений необходимо соблюдать правило старшинства операций, которые приведены в таблице 2.3.
Символ операции |
Имя операции |
Последовательность выполнения (старшинство) |
() | Круглые скобки | Выполняются первыми. Если круглые скобки вложенные, выражение внутри самой внутренней пары вычисляется первым. Если имеется несколько пар круглых скобок «одинакового уровня» (то есть не вложенных), они выполняются слева направо. |
*, / или % | Умножение Деление Вычисление остатка | Выполняются вторыми. Если их несколько, они выполняются слева направо. |
+ и - | СложениеВычитание | Выполняются последними. Если их несколько, они выполняются слева направо. |
Таблица 2.3: Таблица старшинства операций
Присваивание
Чтобы переменная содержала в себе данные необходимо к этой переменной их присвоить. Для присваивания используют символ равенства ( = ). Слева пишется переменная, в которую необходимо записать данные, справа от знака равно само значение, которое нужно запомнить. Пример:
int f;
f = 7;
Кроме того присваивать можно и при объявлении переменной. Пример:
int t = 9, f = 78, d = 34;
С помощью знака равенства в переменную можно перезаписывать множество раз. Однако использовать переменную можно только лишь после её объявления (ниже самого объявления), в противном случае возникнет ошибка.
Константы
Константы в С++ предназначены для хранения данных, которые специально или случайно нельзя изменить. Константами могут быть такие значения как число пи (3,14…) или может быть количество дней в неделю (7), а может быть расстояние от Земли до Солнца и др. Суть констант заключается в том, что их можно использовать в вычислениях, при выводе данных, но саму константу перезаписать как переменную нельзя. Пример объявления констант:
const double pi=3.14;
const int count_day_week=7;
Если вы попытаетесь выполнить следующее действие pi = 90.05 , то компилятор выдаст ошибку.
Получайте новые статьи блога прямо себе на почту