{lang: ‘ru’}
В этой статье Вы узнаете, что такое типы данных в языке с++, сможете правильно выбрать тип данных для используемой переменной, узнаете какой объем памяти приходится на каждый тип данных; узнаете, что такое константы в с++; научитесь правильно создавать переменные.

 

В предыдущей статье описано, как создаются имена переменных, синтаксис написания имени переменных и объявления переменной:

Тип_ переменной Имя_Переменной;

или

Тип_переменной Имя_Переменной_1, Имя_Переменной_2, Имя_Переменной_3;

Типы данных в языке с++

При объявлении переменных обязательно нужно указать, какого типа она будет. Для определения и описания переменных основных типов используются следующие ключевые слова:

  • char (символьный);
  • short (короткий целый);
  • int (целый);
  • long (длинный целый);
  • float (вещественный);
  • double (вещественный с удвоенной точностью);
  • void (отсутствие значения) (будет рассматриваться при изучении функций в С++);

В таблице 2.1 приведены основные типы данных с диапазоном значений и назначением типов.

Переменные

Тип

данных

Размер,

бит

(байт)

Диапазон значений

Примечание-назначение типа

Символьные

unsigned char 8 бит(1 байт) 0…255 Небольшие целые числа и коды символов.
char 8 бит(1 байт) -128…127 Очень малые целые числа и ASCII-коды.

Перечисления

enum 16 бит(2 байта) -32768…32767 Упорядоченные наборы целых значений.

Целочисленные

unsigned int 16 бит(2 байта) 0…65535 Большие целые и счётчики циклов.
short int 16 бит(2 байта) -32768…32767 Небольшие целые. Управление циклами.
int 16 бит(2 байта) -32768…32767 Небольшие целые. Управление циклами.
unsigned long 32 бит(4 байта) 0…4294967295 Астрономические расстояния.
long 32 бит(4 байта) -2147483648……2147483647 Большие числа, популяции.

Вещественные

float 32 бит(4 байта) 3.4Е-38……3.4Е+38 Научные расчёты (7 значащих цифр)
double 64 бит(8 байт) 1.7Е-308……1.7Е+308 Научные расчёты (15 значащих цифр)
long double 80 бит(10 байт) 3.4Е-4932……1.1Е+4932 Финансовые расчёты (19 значащих цифр)
Таблица 2.1: Основные типы данных

Функция sizeof()

Иногда необходимо определить сколько памяти занимает та или иная переменная. Для этого используют функцию sizeof(имя переменной). Например:

int x, z;

char y;

double d;

cout<<sizeof(x);     // выведет число 2

cout<<sizeof(d);     // выведет число 8

cout<<sizeof(z);     // выведет число 2

cout<<sizeof(y);     // выведет число 1

Арифметические операции

Большинство программ выполняют арифметические операции. Множество арифметических операций представлено в таблице 2.2

Название операции в С++

Арифметическая операция

Алгебраическое выражение

Выражение на С++

Сложение

+

p + 9

p + 9

Вычитание

d – s

d – s

Умножение

*

md

m * d

Деление

/

 или  или

x / y

Вычисление остатка

%

d mod f

d % f

Таблица 2.2: Множество арифметических операций в С++

Чтобы арифметическое выражение можно было ввести в компьютер, выражение необходимо вводить только в одну строку. Каждая строка (и каждый оператор) должны заканчиваться точкой с запятой, которая означает конец ввода данной команды. При написании арифметических выражений на С++, также как и в математике, необходимо соблюдать приоритеты выполнения действий. Приоритет устанавливается с помощью круглых скобок или в зависимости от действия (умножение или сложение, вычитание или частное). Например, арифметическое выражение a+b*d при a = 3, b = 2, d = 5 даст результат 13. А если рассчитать то же самое выражение, но при этом, поставить круглые скобки, указывающий приоритет выполнения действии — (a+b)*d, то результат будет равен 25. Поэтому, при программировании арифметических выражений необходимо соблюдать правило старшинства операций, которые приведены в таблице 2.3.

Символ операции

Имя операции

Последовательность выполнения (старшинство)

() Круглые скобки Выполняются первыми. Если круглые скобки вложенные, выражение внутри самой внутренней пары вычисляется первым. Если имеется несколько пар круглых скобок «одинакового уровня» (то есть не вложенных), они выполняются слева направо.
*, / или % Умножение Деление Вычисление остатка Выполняются вторыми. Если их несколько, они выполняются слева направо.
+ и - СложениеВычитание Выполняются последними. Если их несколько, они выполняются слева направо.
Таблица 2.3: Таблица старшинства операций

Присваивание

Чтобы переменная содержала в себе данные необходимо к этой переменной их присвоить. Для присваивания используют символ равенства ( = ). Слева пишется переменная, в которую необходимо записать данные, справа от знака равно само значение, которое нужно запомнить. Пример:

int f;

f = 7;

Кроме того присваивать можно и при объявлении переменной. Пример:

int t = 9, f = 78, d = 34;

С помощью знака равенства в переменную можно перезаписывать множество раз. Однако использовать переменную можно только лишь после её объявления (ниже самого объявления), в противном случае возникнет ошибка.

Константы

Константы в С++ предназначены для хранения данных, которые специально или случайно нельзя изменить. Константами могут быть такие значения как число пи (3,14…) или может быть количество дней в неделю (7), а может быть расстояние от Земли до Солнца и др. Суть констант заключается в том, что их можно использовать в вычислениях, при выводе данных, но саму константу перезаписать как переменную нельзя. Пример объявления констант:

const double pi=3.14;

const int count_day_week=7;

Если вы попытаетесь выполнить следующее действие pi = 90.05 , то компилятор выдаст ошибку.


Получайте новые статьи блога прямо себе на почту